Главная » Статьи без категории » Рисованная история России


Рисованная история России

Статьи без категории

Riddle

16 сентября 2008

Напечатать

Рисованная история России
Рисованная история России

Можно изучать историю по толстым томам учебников, летописям, архивным докумен­там, а можно развесить в одном большом зале русские народные картинки — лубки по хронологии с XVI века по XX — и узнаешь и о войнах, и о бунтах, и о свет­лых праздниках, и о царях с вельможами, и о купцах, и о жизни соли земли — кре­стьянства, и об обычаях народ­ных, и о костюмах, и, глядючи на эту живую историю в картинках, насмеешься, и призадумаешься, и умные вьшоды сделаешь. Так и познавали историю Отчизны поколения русских людей.
Сегодня, в погоне за «общече­ловеческими ценностями», мы подчас забываем о том кладезе мудрости, что оставлен нам пре­дыдущими поколениями. А прес­ловутые общечеловеческие цен­ности на поверку оборачиваются лишь проявлениями массовой культуры.
Ведь сегодня каждому известно, что такое комиксы, но далеко не каждый знает об их прямых предках — народных лубках.
«Лубок (народная картинка) — вид графики, изображение с под­писью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первона­чально — вид народного творче­ства. Откликался на политиче­ские события; выполнялся в тех­нике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки».
За этим кратким описанием из Советского энциклопедического словаря — многовековая история народных картинок.
Один из издателей и распро­странителей лубка, Иван Дмит­риевич Сытин, писал: «Лубочная картинка на Руси своими корня­ми уходит в далекое прошлое. Первоначально лубок служил лишь украшением царских палат и боярских хором. У царевича Алексея Михайловича была це­лая коллекция таких картин, ко­гда Алексей Михайлович стал ца­рем, картины перешли в распоря­жение маленького Петра и учите­ля его — дьяка Зотова. В свобод­ное от псалтыря время Зотов раз­влекал и занимал своего ученика картинками».
«Происхождение этой отрасли промышленности чрезвычайно древнее (резьба на лубе), печатание же их началось с XVI века, когда в России было введено книгопеча­тание»,— читаем во Всероссийском словаре-толкователе А. А. Каспари, изданном в 1893 году.
Первые появившиеся на Руси лубки испытывали на себе влия­ние сходных произведений, при­везенных из Европы. В частности, работ немецкого гравера Дюрера. Такие лубки были посвящены в основном религиозной тематике.
И. Забелин в книге «история Москвы», отмечая именно этот факт, пишет: «умножение... пе­чатных листков вскоре обратило на них внимание Духовной вла­сти, увидавшей, что на этих ли­стах делаются святые изображе­ния не по подобию». Печатание таких листов было строжайше запрещено. Впредь мастера более осторожно стали относиться к религиозной теме в своих лубках.
Может быть, именно этот запрет вынудил мастеров лубка разнообразить тематику своих работ. И, кроме сюжетов духовно-нравственных, появились еще и песенные (иллюстрирующие наиболее популярные в народе песни), исторические, сказочные, сатирические, бытовые, нравственно-поучительные, а позже — листы с иллюстрациями к произведениям русских писателей и воспроизводящие картины русских художников.
Так, лубочная картинка из «боярской и царской потехи» превращалась в непременный атрибут крестьянской избы. И общий тираж ее исчислялся в астрономических цифрах.
Основными центрами производства лубков были Москва и подмосковное село Никольское, Санкт-Петербург, село Мстера Владимирской губернии. Из этих мест в котомках коробейников расходились они по всей стране.
Но особенно бойко шла торговля лубками, конечно же, в Москве. И москвич, и заезжий гость могли купить картинки, какие только душа пожелает, и у Спасского моста на Спасском крестце, и на Никольском рынке, и на Сретенке, близ Сухаревской площади, и, конечно же, на Лубянке.
На Сретенку печатники приносили свою продукцию и развешивали ее по стенам стоящей здесь церкви. Память об этом до сих пор сохранилась в ее названии: «Троица в листах». Да и другая церковь Сретенки — «Успения в Печатниках» — напоминает, что во второй половине XVII века была здесь слобода работных людей печатного двора.
Русские лубочные картинки хранят в себе множество загадок для исследователей. Даже вокруг самого названия «лубок» и до сих пор не умолкнут кривотолки. По мнению одних исследователей, произошло оно от того, что доски для печатания картинок вырезались по большей части из липы, а луб, лубок — липовая кора.
Другие считают, что «лубком» народные картинки будто бы именовались по основному месту производства и продажи — старой московской Лубянки, а может, и наоборот,— имя улицы — от лубка?
По еще одной версии, картинки получили это название от лубя­ных коробов (плетенных из коры липы), в которых торговцы-офе­ни (коробейники) разносили свой «щепетильный» товар, и в том числе — лубки. Но сами офени называли сей ходовой товар «простовиками», то есть предназна­ченными для простого люда.
А позже на языке людей, счи­тающих себя «образованными», понятие «лубочный» стало обо­значением грубости, топорности работы.
Иным было отношение к лубку в среде крестьян и простых горо­жан. Рассматривание и чтение лубков было их излюбленным развлечением, потому и украша­лись избы многочисленными кар­тинами.
Н. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» повествует о судьбе такого горе-собирателя:
«С ним случай был: картиночек
Он сыну накупил,
Развешал их по стеночкам,
И сам не меньше мальчика
Любил на них глядеть».

В доме крестьянина случился пожар, ему бы
«Скорей бы взять целковые,
А он сперва картиночки
Стал со стены срывать»...

Видно, картинки эти отражали воззрения народа на жизнь, были близки ему, раз так ценились...
И в самом деле, в лубке отра­жались все события истории. До­статочно вспомнить патриотический настрой лубков, посвящен­ных Отечественной войне 1812 года, а вот смерть Петра I вырази­лась в известнейшем сатириче­ском лубочном сюжете: «Как мыши кота хоронили».
Подчас лубок использовался и правительством. Таков, напри­мер, лубок о «пользе оспоприви­вания»; или целый ряд лубков петровского времени, рассказы­вающих о «галантных» манерах.
Даже прообразы поздравитель­ных открыток были выполнены в технике лубка.
О значении лубочных картинок в русской истории Иван Дмитрие­вич Сытин писал: «...картина Ни­кольского рынка получила совер­шенно своеобразное и, можно сказать, универсальное значение. Она исполняла роль газеты, кни­ги, школы и учителя граждан­ственности. Все, что делает в на­стоящее время газета, в старые годы делал коробейник со своими картинами... Очевидно, есть в на­родном вкусе своя устойчивость, которая слагалась веками и от ко­торой народ отказывается нелег­ко».
Усвоив эту закономерность, фирма Сытина принимала заказы от народных школ. Картины слу­жили наглядными пособиями по географии, этнографии, биологии, истории.
Один из первых исследователей лубка, И. Снегирев, в статье для Энциклопедического словаря
Брокгауза и Эфрона, писал: «Лу­бочные картинки для любителей старины представляют высокий интерес; они ярко отражают в себе дух народа, служат драго­ценным пособием для изучения его быта и нравов, дают понятие о том, чем пробавлялся он по ча­сти художеств, знакомят с его ве­рованиями, воззрениями и пред­рассудками, со всем тем, что занимало и забавляло его, в чем сказывалось его остроумие».
Глубоко проник в тайны лубка И. Снегирев и, поняв, как необхо­димо сохранить его образцы для потомков, стал собирать лубки.
И. Е. Репин как-то сказал сво­им ученикам: «Для тех, кто жела­ет создать капитальное народное произведение, следует искать темы в лубочных созданиях, и са­мого примитивного характера. Традиции и преемственность дают особую силу новым произведени­ям. С самого пробуждения худо­жественной способности народ безошибочно бросается на самое интересное, универсальное»...
И в самом деле, в сюжетах лубка черпали вдохновение такие разные по стилю мастера кисти, как В. М. Васнецов, Б. М. Кусто­диев, В. Фаворский, Билибин, Пе-тров-Водкин, Кукрыниксы, Мая­ковский. А П. А. Федотов, автор «Разборчивой невесты», даже «ра­цеи» (объяснения) к своим карти­нам писал в стиле раешных под­писей к лубкам, шутливо рассказывая о своих персонажах.
Лубок не мог возникнуть в отрыве от всей народной куль­туры прошлого. И не случайно в лубках мы можем заметить сходство с элементами городецкой и хохломской росписи, с миниа­тюрами Мстеры и Палеха, с резь­бой пряничных досок и прялок, с рисунками на печных изразцах.
Неотделим лубок и от мировой культуры в целом, ведь в странах Запада и Востока мы можем об­наружить схожие по технологии, а то и по сюжетам, промыслы.
В подтверждение того, что лу­бок является составной частью народной культуры, можно при­вести множество фактов, но са­мый неоспоримый, на мой взгляд, в том, что создавали его люди, сами вышедшие из народа — И. А. Голышев, создатель артели в селе Никольском,— бывший крепостной крестьянин И. Д. Сы­тин, тоже из податного сословия, в начале своего пути смог полу­чить за издание лубков лишь бронзовую медаль.
Наверное, именно крестьянские корни родословной этих людей и помогали им, говоря современ­ным языком, ориентироваться в конъюнктуре рынка.
Но в опровержение мнения о том, что лубочная картинка является низшим, примитивным видом искусства, можно назвать многие фамилии выдающихся людей России, которые живо ин­тересовались историей лубка. Это А. Пушкин и В. Стасов, В. Белин­ский. К теме русских народных картинок обращались представи­тели таких известных на Руси фа­милий, как Долгорукий и Бесту­жев-Рюмин. Более того, благода­ря исследованиям С. А. Клепико­ва, родственника великого эконо­миста А. Чаянова, можно обнару­жить, что многие произведения русских классиков — Пушкина, Лермонтова, Некрасова — были иллюстрированы мастерами луб­ка.
Благодаря сенатору-правоведу Дм. Ровинскому, другу М. Ломо­носова, академику Я. Штелину, Вл. Далю, И. Снегиреву — всем страстным почитателям и собирателям лубка — дошли до нас мно­гие его образцы, хранящиеся ныне в крупнейших библиотеках и музеях Москвы и Санкт-Петер­бурга.
Если из всего сказанного Вы, дорогой читатель, решите, что лу­бок — седая и забытая старина, то окажитесь не правы.
Советская власть с первых нее лет своего существования взяла на вооружение лубок как сред­ство пропаганды. Так, в 1926 году кооперативное издательство «Жизнь и знание» выпустило в свет санитарный лубок под красноречивым названием «Семь зараз убьем зараз». Да и в нашем совсем недавнем прошлом на­шлось место лубку. В 1989 году издательством «Изобразительное искусство» были выпущены луб­ки, объединенные названием «Всем миром против пьянства».
Так что, если Вам по душе при­шелся меткий, злободневный язык лубка и захотелось продол­жить дело предков — мы сообща­ем старинную технологию изгото­вления лубочной картинки: на струганой и шлифованной доске гравер выбивал резцами фон, ос­тавляя выпуклыми только линии рисунка. На подготовленную та­ким образом доску кожаной по­душкой, «мацой», наносили чер­ную краску из сажи жженого сена и льняного масла. Поверх доски накладывали лист влажной бума­ги и все вместе зажимали в пресс печатного станка. Полученный оттиск отдавали женщинам для аккуратной раскраски в 3—4 цве­та, как правило, красный, лило­вый, желтый, зеленый. Лиловый цвет создавал, по уверению Голышева, сандар, варенный в воде с примесью малого количества квасцов; зеленый — ярь медянка, которая употреблялась еще и для краски крыш, разведенная на воде с медом; желтый — крукомея, варенная с молоком; крас­ный — сурик, разведенный на яичном желтке квасом.
Расписывались лубки крайне аккуратно, заячьей лапкой или щетинными кистями, а платили за такую работу по четвертаку с тысячи. Только вот бытующее мнение о небрежности росписи — «мазни по носам» — не всегда правомерно, так как стала появ­ляться эта небрежность лишь в начале XIX века, как раз во время появления термина «лубоч­ный», произносимого с пренебре­жением.







После этой статьи часто читают:

  • Художник Андрей Рябушкин
  • Для скачивания Rapidshare Plus 4 Version No LIMIT
  • Татары
  • Андрей Петрович Рябушкин
  • Кобза
  • П. П. Ершов
  • Симфония природы художника Шишкина


  • Просмотрено: 9743 раз

    Добавил: Kiralandy | ICQ: -- (27 сентября 2008 20:29) | | #1

    Шикарно

    Добавление комментария

    Имя:*
    E-Mail не обязательно:
    Введите код: *

    Поиск по сайту

    Карта сайта:
    1 ,2 ,3 ,4 ,5 ,6 ,7 ,
    8 ,9 ,10 ,11 ,12 ,13
    Пользователи  Статистика

    Архив новостей

    Март 2020 (3)
    Сентябрь 2019 (9)
    Май 2019 (3)
    Январь 2019 (3)
    Май 2018 (3)
    Апрель 2018 (3)

    Правила

    Наши друзья

    Новости партнеров

    01Категории

    02Популярные статьи


    03Опрос на сайте

    Вам понравились наши статьи? Сделайте комментарий и проголосуйте, пожалуйста. Нам важно ваше мнение.

    Отлично, добавил в закладки
    Хорошо, статьи понравились
    Кое-что интересно, выборочно
    Скучные статьи
    Оставил комментарий
    Читать и писать неумею


    04Календарь

    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30