Главная » Выдающиеся Люди » Художник Андрей Рябушкин


Художник Андрей Рябушкин

Выдающиеся Люди

Fors

24 декабря 2008

Напечатать

Художник Андрей Рябушкин
«Крестьянская свадьба»

Эту картину художник Рябушкин на­писал в 1880 году, юношей девятнад­цати лет от роду. Он учился тогда в Московском училище живописи, вая­ния и зодчества, пережив уже, не­смотря на крайнюю молодость, серьез­ные душевные потрясения.
Андрей Петрович Рябушкин родил­ся в октябре 1861 года в селе Ста­ничная Слобода на Тамбовщине. Его отец принадлежал к сословию госу­дарственных крестьян и был иконо­писцем. Трудно, конечно, судить, насколько хорошим иконописцем, — однако факт, что именно он пробудил у своего сына интерес к живописи, привил ему первые навыки рисования. Биограф Рябушкина, П. Суздалев, рас­сказывает, что с раннего детства Андрей запомнил одну работу отца, икону «Пир Ирода», — особенно «ха­рактерную бытовую деталь изображе­ния: Ирод, которому принесли на блюде голову Крестителя, колет вил­кой обличавший его язык Предтечи». Что это было — смелость мастера? Или, что более вероятно, наивность самоучки? Во всяком случае, такая деталь, несомненно, могла сильно по­разить неискушенное воображение крестьянского мальчика...
Впрочем, гораздо больше, чем жи­вопись, Рябушкина в детстве ма­нила музыка, пение, — обладая пре­красным голосом, он с увлечением пел в церковном хоре. Музыкального и миловидного певчего все прекрас­но знали и любили на селе, гордились им, баловали чем могли. Но как-то, во время пения Рябушкин взял че­ресчур высокую ноту и навсегда сорвал себе голос. Это было первым потрясением в его жизни. Вскоре его постигла и другая беда: в четырнадцать лет он осиротел. Нетрудно представить себе его расте­рянность и отчаяние. Позаботился о нем земляк, тоже художник-иконописец Андрей Харлампиевич Преображенский. Он отвез мальчика в Москву и опреде­лил в Училище. Там быстро заметили талантливость Рябушкина, освободили от платы за учение, вообще всячески опекали его, оценив кротость характера и печальную судьбу его. Учившийся вместе с Рябушкиным художник Несте­ров позднее вспоминал о нем: «тихий-тихий», но прибавлял неизменно: чело­век «большого таланта и больших скрытых страстей».
Учителями Рябушкина в училище бы­ли Прянишников и Перов. Особенно Перова Рябушкин полюбил, привязал­ся к нему душевно, а в живописи сильно подражал ему. Когда в 1882 году Перов умер, Рябушкин не захо­тел оставаться в Училище, перебрал­ся в Петербург и там поступил в Академию художеств.
Но еще до этого он успел завое­вать себе некоторую известность — после того как «Крестьянскую свадь­бу» прямо с ученической выставки (случай весьма нечастый) купил для своей галереи Павел Михайлович Третьяков.
Конечно, нельзя сказать, чтобы в «Крестьянской свадьбе» вполне проя­вился талант Рябушкина — это еще не самостоятельная вещь. Но яркая индивидуальность Рябушкина уже очевид­на. А кроме того, картина насыщена фактурой — как чисто живописной, так и психологической, — потому-то она и Служит значительной вехой на его недолгом художническом пути.»
Рябушкин изобразил просторную крестьянскую избу, битком набитую под­гулявшим народом. Свадебное пиршест­во затянулось, чинные приемы обряда оставлены, всяк развлекается кто во что горазд. Дым, что называется, стоит коромыслом: пьют, балагурят, пляшут. Как завороженные, маленькие ребятиш­ки уставились на статную молодку в середине избы — вот она сейчас взмахнет белоснежным платочком и па­вой поплывет в танце... Заметна зависимость Рябушкина от уроков Перо­ва, да и других художников-жанрис­тов, всегда старавшихся прежде все­го подчеркнуть повествовательную сто­рону картины, сделать из нее рассказ с определенным сюжетом. Нетрудно заметить и молодую наивность худож­ника. Дело не только в просчетах и робости композиции; главное — взгляд, которым он смотрит на персонажей. Он ведь писал, в сущности, свою род­ную среду: такими же крестьянами, как персонажи картины, были его ро­дители, был бы, если.бы не судьба, и он сам — тем трогательнее чувство наивного превосходства, с каким взи­рает на них молодой живописец, слов­но говорит: посмотрите-ка, кем я был и каков я теперь. (Разумеется, чувство превосходства над крестьянской средой скоро исчезло у него бесследно. В зрелые годы, прожитые Рябушкиным в усадьбе Дидвино под Любанью, где он поселился у своего приятеля, ху­дожник главным образом водился с крестьянами — они не только пози­ровали ему, но были и судьями его работ, с их мнением он очень счи­тался.) Есть в «Крестьянской свадь­бе» и образы, достойные зрелого Ря­бушкина: вглядитесь в отрешенное ли­цо седого священника за столом у ок­на, оцените отчаянную позу пропащего человека — горького пьяницы, сидяще­го рядом... Кстати, картины свадьбы, подобно навязчивому видению, пресле­довали Рябушкина всю жизнь. Вот несколько названий: «Ожидание ново­брачных», «Молодожены», «Свадебный поезд». Сам художник женат не был, — и кто теперь может сказать, какая ду­шевная тоска заставляла его снова и снова писать образы человеческого счастья?
В биографии да и живописи Рябушкина можно почувствовать натуру несостоявшуюся. Художник мог бы сделать гораздо больше и значительнее того, что сделал... В Академии зна­менитый Чистяков научил его клас­сическому рисунку. Но после Академии Рябушкин не поехал в Европу, как было принято, а предпочел отправить­ся по России: в Псков, Ростов, Ярос­лавль, Новгород. Свои путевые альбо­мы (зарисовки и записи) он озагла­вил: «Материалы по истории русских одежд, архитектуры и пр.». Его небольшая библиотека включала книги Забелина о допетровской Руси, записки Олеария и русские былины, собранные Гильфердингом. Рябушкину, несомнен­но, импонировал возрождавшийся (и даже насаждавшийся) при Алек­сандре III византийско-лубочный стиль в живописи и архитектуре, делавший упор на этнографическую достовер­ность. Однако его эскизы росписей Со­фийского собора в Новгороде и пе­тербургского Спаса-на-крови не были удачными, что, кажется, понимал и он сам. Вообще недовольство собой было его обычным состоянием. Он часто уничтожал уже готовую вещь, говоря: «Никому не нужно».
Имя Рябушкину доставила картина «Потешные Петра I в кружале» (1882 г.). Стасов, посмотрев ее, пред­рекал: «Быть может, г. Рябушкину суждено быть настоящим «историче­ским живописцем» старой русской истории». Эти слова сбылись лишь до известной степени. В 1890-х гг. Рябуш­кин написал несколько картин из быта Руси XVII столетия — Руси, уже го­товой к появлению Петра. Чувства исторических форм и чувства времени отнять у Рябушкина никак нельзя. Вот его лучшие картины: «Боярская дума», «Московская улица XVII века», «Семья купца XVII века». Картина «Едут» (1901 г.) изображала московскую тол­пу той же эпохи, собравшуюся погла­зеть на въезд в первопрестольную ка­кого-то иностранного посольства,— здесь строгая точность антуража не помешала задорной веселости письма, в общем-то чуждой складу Рябушкина. Его шедевром была картина «Русские женщины XVII столетия в церкви», написанная в 1899 году. К ней он долго готовился и ее особенно любил. В этой картине он выразил свое представление о России семнадцатого века: благолепное убранство храма, тонкие, прозрачные лица богомолок, ат­мосфера смирения и тишины, чувство давно прошедшего времени...
Писавший более красочно и смело, чем многие передвижники, зрелый Ря­бушкин оказался чужим для них. Не был он своим и в «Мире искусст­ва» — там его, вероятно, считали не­достаточно интеллигентным. Одно вре­мя он пристал было к московскому Обществу исторической живописи, но оно просуществовало недолго. В сущ­ности, он был совершенно одинок.
Больной чахоткой, он поехал за гра­ницу лечиться; улучшения не последо­вало, он вернулся домой. Весной 1904 года Рябушкин умер.

В. Алексеев







После этой статьи часто читают:

  • Андрей Петрович Рябушкин
  • Картина «Полдень»
  • Василий Пукирев «Неравный брак»
  • Никола Пуссен (1594—1665) Пейзаж с Полифемом. Государственный Эрмитаж.
  • Анри Матисс (1869-1954) Красные Рыбы 1911 г.
  • Владимир Маковский
  • И.С. Горюшкин-Сорокопудов. «Сцена из XVII столетия»


  • Просмотрено: 11707 раз

    Добавление комментария

    Имя:*
    E-Mail не обязательно:
    Введите код: *

    Поиск по сайту

    Карта сайта:
    1 ,2 ,3 ,4 ,5 ,6 ,7 ,
    8 ,9 ,10 ,11 ,12 ,13
    Пользователи  Статистика

    Архив новостей

    Март 2020 (3)
    Сентябрь 2019 (9)
    Май 2019 (3)
    Январь 2019 (3)
    Май 2018 (3)
    Апрель 2018 (3)

    Правила

    Наши друзья

    Новости партнеров

    01Категории

    02Популярные статьи


    03Опрос на сайте

    Вам понравились наши статьи? Сделайте комментарий и проголосуйте, пожалуйста. Нам важно ваше мнение.

    Отлично, добавил в закладки
    Хорошо, статьи понравились
    Кое-что интересно, выборочно
    Скучные статьи
    Оставил комментарий
    Читать и писать неумею


    04Календарь

    «    Март 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31

    открыть соляную пещеру еще
    cavesalt.ru