Главная » Выдающиеся Люди » Василий Пукирев «Неравный брак»


Василий Пукирев «Неравный брак»

Выдающиеся Люди

Jans

27 февраля 2009

Напечатать

Василий Пукирев «Неравный брак» Василий Владимирович Пукирев (1832— 1890) вошел в историю русской живописи как художник одной картины. Это воспро­изводящийся здесь всем известный «Нерав­ный брак», написанный им в 1862 году, тридцати лет от роду. С тех пор он работал ещё без малого тридцать лет, написал мно­жество полотен (жанровых, портретных, религиозных), однако ни одно из них не могло даже отдаленно сравниться с его един­ственным шедевром, в который он вложил себя — весь отпущенный ему талант и ду­шевную силу.
В житейской и творческой биографии Пукирева многое неясно. Фактов и докумен­тов сохранилось дасадно мало. Он проис­ходил из крестьян; первоначальное образо­вание получил скорее всего в приходской школе, затем, по словам биографа, поступил в учение к одному неважному живописцу в Могилевскойгубернии, а затем, благодаря счастливой случайности, попал в Москов­ское училище живописи, ваяния и зодчества. Там занимался в портретном классе под руководством профессора С. Зарянко — од­ного из учеников Брюллова. (Запомните это обстоятельство мы еще вернемся к нему.) В 1853 году Пукирев послал не­сколько написанных им портретов из Моск­вы в Петербург, в Академию художеств, и получил за них звание неклассного худож­ника. Как одаренный и обещающий портре­тист в 1860 году стал академиком. Казалось, перед ним открывалась надежная карьера академического портрета, пускай и не пер­вой величины. Однако получилось иначе.
В конце 1850-х годов в воздухе носилось ощущение наступающей революции. Во вся­ком случае Россия ожидала перемен. «Осво­бождение крестьян, — писал Стасов, — уже начинало казаться осуществляющимся в близком будущем, и все сердца были полны радости и упований. Крымская война только что кончилась, русские вздохнули полной грудью; как сказал один великий русский писатель и поэт, Герцен, «от русской могилы был отвален громадный ка­мень». Везде начинались словно весна и жизнь, свежая травка здорово зеленела. Русское художество тоже встрепенулось от сна и поднялось. Масса новых чувств, ожи­даний, живописных представлений, прежде не пробованных кистями художников, стали появляться изображенными на холстах но­вых бытовых живописцев».
Пукирев и принадлежал к поколению «новых», хотя и не был еще бытовым живописцем. Главное, в «могиле» николаев­ской России он не оставил никаких дорогих воспоминаний, ни к чему в прошлом не был привязан душой. Весь, без остатка он был распахнут навстречу будущему. Новая правда, новая мораль, новый взгляд на отноше­ния между людьми. Как и многим в его поколении, будующее светило ему путевод­ной звездой. Он не был крупным портрети­стом; ему было недоступно показать смену исторических эпох, рисуя облик отдельно взятого человека. Он нуждался в живо­писном рассказе, подробно иллюстрирующем идею, в сюжете, конкретно противопо­ставляющем людей, богатом деталями и дающем простор для публицистических отступлений.
Вероятно, таковы были психологические предпосылки, определившие замысел «Не­равного брака». Во-первых, иглавным образом, это была картина-обличение, картина-приговор уродству и бесчеловечности гос­подствующих в обществе отношений, кале­чащих человеческие судьбы ради тщеславия и корысти сильных мира сего. Фигура ста­рого жениха (важного генерала, судя по осанке, надменному выражению лица и ордену на фраке) под кистью Пукирева превратилась в собирательный образ человека старой формации, чиновника по призва­нию с поистине чернильной душой, далеко не глупого, но черствого эгоиста и холодного насмешника (стоит приглядеться, с каким ироническим пониманием и как безжалостно смотрит он на свою заплаканную невесту). Это образ человека, чувствующего себя, что называется, «в своем праве», хотя по зако­нам божеским и человеческим это право должно быть отнято у него.
В невесте же (которая на грани обморока) бросается в глаза безвольная покорность своей безрадостной участи. Ни тени про­теста, ни малейшего намека и на бунт. Нет и той полноты самоотречения, с какой сознательно приносят себя в жертву. Одно безысходное несчастье, и больше ничего. В бессильно опущенной руке со свечой, в обреченном жесте руки, протянутой священнику, даже в роскошном платье, флердо­ранже в волосах и бриллиантах, смотря­щихся бутафорским реквизитом, во всем одно беспредельное несчастье. По сути дела, перед нами картина циничного насилия, совершаемого с соблюдением лицемерного обряда и оскорбительно выставленного на­показ. Дряхлый батюшка, склонившийся к невесте, слабый, добрый, возможно, пла­чущий в глубине души, как и все участники этого действа, захвачен неотвратимыми маховиками обряда и тоже бессилен что-ли­бо в нем изменить.
В «Неравном браке» Пукирев применил прием, поразивший современников не мень­ше, если не больше, чем разоблачение лицемерской сущности церковного брака. Это был дерзкий и революционный приём. Дело всё в том, что фигуры этой картины были написаны художником в натуральную величину, хотя по сложившимся канонам академической живописи это иногда допускалось лишь в исторической, но отнюдь не в бытовой картине. Он же своих невзрач­ных или неприглядных героев, взятых прямо из повседневности, вознес таким образом на высоту героев античности, первосвящен­ников, рыцарей, царей н цариц. Он как бы заявлял от имени нового поколения, что современность важнее, чем история, что драмы, происходящие на наших глазах, а порой и с нашим участием, задевают и ра­нят более, чем преда няя седой старины. Так что это была еще и картина-манифест. (Говорят, — вспоминал Репин, — что «Не­равный брак» Пукирева испортил много кро­ви не одному старику-генералу, а Н. И. Ко­стомаров (известный историк), уви­дав картину, взял назад свое намерение жениться на молодой особе».)
Естественно, носитель этой обличитель­ной интонации должен был находиться внутри самой картины. И здесь мы под­ходим к самой неожиданной фигуре «Не­равного брака». Посмотрите, он стоит в пра­вом углу картины, черноволосый бледный молодой человек, скрестивший на груди руки и устремивший взгляд в пустоту. Образ скорби и отчаяния... Говорили, что Пукирев написал самого себя. Что будто бы это его невеста вышла замуж за богатого старика. Упорно ходили такие разговоры. Мы теперь не знаем ничего достоверного. Ясно вместе с тем, что кто бы ни был этот молодой человек, потерявший возлюб­ленную, он олицетворяет в картине нрав­ственный суд над происходящим. И очень любопытно, каким представлялся Пукиреву такой судья. Не без удивления замечаешь, что это, по сути дела, типаж романти­ческой эпохи, эдакий «москвич в гарольдовом плаще», словно сошедший с одного из портретов Брюллова. Мечтатель, поэт, несколько не от мира сего. Брюлловская пате­тика и брюлловская бледность лица. Ничего общего с бунтарем и нигилистом начала шестидесятых годов. Он из тех, кому не оставлено места ни в старой, ни в новой жизни. Человек переходной эпохи — жертва времени, а не властелин.
Видимо, было что-то и в самом художни­ке, делавшее его случайным человеком в своем поколении, обрекавшее на драматическое одиночество. Какой-то глубокий внут­ренний надлом, позволивший ему лишь од­нажды подняться на вершину мастерства, на вершину успеха с тем, чтобы долгие годы по­том трудиться упорно, безрадостно и в об­щем увы, бесплодно.
В. Алексеев







После этой статьи часто читают:

  • Художник Андрей Рябушкин
  • Владимир Маковский
  • Домашний музей. Василий Тропинин.
  • Картина «Полдень»
  • Аристарх Лентулов
  • Карл Брюллов
  • Виктор Васнецов


  • Просмотрено: 22046 раз

    Добавление комментария

    Имя:*
    E-Mail не обязательно:
    Введите код: *

    Поиск по сайту

    Карта сайта:
    1 ,2 ,3 ,4 ,5 ,6 ,7 ,
    8 ,9 ,10 ,11 ,12 ,13
    Пользователи  Статистика

    Архив новостей

    Апрель 2018 (2)
    Январь 2017 (3)
    Март 2016 (4)
    Январь 2016 (6)
    Сентябрь 2015 (5)
    Апрель 2015 (4)

    Правила

    Наши друзья

    Новости партнеров

    01Категории

    02Популярные статьи

    03Опрос на сайте

    Вам понравились наши статьи? Сделайте комментарий и проголосуйте, пожалуйста. Нам важно ваше мнение.

    Отлично, добавил в закладки
    Хорошо, статьи понравились
    Кое-что интересно, выборочно
    Скучные статьи
    Оставил комментарий
    Читать и писать неумею


    04Календарь

    «    Апрель 2018    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30