Главная » Выдающиеся Люди » Домашний музей. Василий Тропинин.


Домашний музей. Василий Тропинин.

Выдающиеся Люди

Jans

21 февраля 2009

Напечатать

Домашний музей. Василий Тропинин. Василий Тропинин «Автопортрет».
Жизнь каждого художника — почти готовый роман, сюжет которого опреде­ляется историей развития и формирования его таланта. Зачастую зрители, веря в адекватность личности художника и его произведений, домысливали биографию ло законам его искусства. Этому мифо­творчеству подвергалась и жизнь В. А. Тро­пинина, одного из выдающихся русских портретистов первой половины XIX века. Свидетельства современников рисуют его человеком добрым, отзывчивым и чувст­вительным, ведущим размеренную патри­архальную жизнь, целиком посвященную искусству. С этим образом точно согласу­ется ощущение, которое рождают его произведения. Он наделял собственным спокойствием и доброжелательностью лица своих героев. Портреты Тропинина лег­ко узнаются по благодушному выра­жению, свойственному его персонажам.
В Москве Тропинин был самым извест­ным и почитаемым художником. «Когда Брюллову предложили написать в Москве портреты членов Общества сельского хо­зяйства, он отказался, говоря: «У вас в Москве есть свой превосходный худож­ник», — так свидетельствует скульптор Н. Рамазанов, первый биограф Тропинина. Его по праву считают главой московской школы живописи, хотя учеников как таковых у него было очень немного. В 1843 году Тропинин был избран почетным чле­ном Московского художественного об­щества «...за ревностное содействие к пользе и процветанию общества и училища при нем состоящего».
По заказу общества был создан и «Авто­портрет с кистями и палитрой на фоне ок­на с видом на Кремль» (1844 год). Этот ав­топортрет — как бы подведение итогов творчества 64-летнего художника. Он изо­бразил себя с атрибутами своего искусства около окна мастерской, через которое от­крывается величественная панорама мо­сковского Кремля. Автопортрет носит тор­жественный характер. Тропинин утверж­дает себя в нем как личность и как художник. Но прежде чем стать «патриар­хом московской живописи», он прошел долгий, сложный жизненный и творче­ский путь. Миф о нём не вполне согласуется с драматическими событиями его жизни.
В. А. Тропинин родился, как свидетель­ствуют сохранившиеся документы, в 1780 году, в селе Карповка Новгородской губернии крепостным графа А. Миниха. Впо­следствии Тропинин перешел во владение графа Ираклия Моркова в качестве при­даного за дочерью Миниха Наталией. Мальчиком в Новгороде он посещал го­родскую школу, а затем в Петербурге бып отдан учеником к кондитеру. Однако страсть юноши к рисованию и несомнен­ный талант были столь очевидны, что хо­зяин согласился определить его в Акаде­мию художеств.
Тропинин прошел рисовальные классы и поступил в мастерскую портретной живо­писи художника С. С. Щукина. По сви­детельству Рамазанова, Тропинин «мяг­костью своего характера и постоянной любовью к искусству скоро приобрел се­бе дружественное расположение и ува­жение бывших в то время уже на виду лучших учеников Академии: Кипренского, Варнека, Скотникова». Ему благоволили профессора Академии.
О таланте Тропинина заговорили после академической выставки 1804 года, на ко­торой молодой художник представил ком­позицию «Мальчик, тоскующий об умер­шей своей птичке». Эта картина понра­вилась и императрице и графу Строгано­ву, бывшему в то время президентом Академии художеств. Щукин сообщил гра­фу Моркову об успехе его крепостного, и тот... отозвал Тропинина из этой Академии. Рамазанов видит в поступке Щукина злой умысел и зависть к таланту своего уче­ника. Однако, скорее всего, Моркову про­сто понадобился художник, и, узнав, что Тропинин уже достиг определенного уровня мастерства, он посылает его в свое поместье Кукавка в Могилевском уезде Подольской губернии. В Кукавке Тропинин работал как архитектор и художник, а также исполнял и другие различные пору­чения.
В 1807 году под его руководством было закончено строительство церкви в Кукав­ке. Тропинин написал для неё иконостас и по освящении был первым обвенчан с Анной Ивановной Катиной, с которой про­жил в любви и согласии без малого 50 лет. На Украине Тропинин очень много ра­ботал, писал портреты крестьянок и по­мещиков, делал многочисленные рисунки с натуры и говорил, что Украина заменила ему Италию, куда Академия отправляла своих лучших учеников.
Художник жил на Украине долго, пока события 1812 года, не изменили уклад российской жизни. Морков был назначен начальником Московского ополчения и уехал в Москву, поручив, свое имущест­во попечению Тропинина. Художник от­правился в длительное и опасное путе­шествие с обозом я Москву, где он нашел дом Морковых сгоревшим. В пожаре по­гибли и почти все украинские работы Тро­пинина.
С 1813 по 1818 год художник часто живет в Москве. Он становится уже известным портретистом. В Москве им написаны портреты детей Моркова, историка и писа­теля Н. М. Карамзина. Тропинин пишет также портреты генералов И. И. Алексеева, Ф. И. Талызина, А. П. Урусова, по­служивших натурой английскому худож­нику Дж. Дау для военной галереи героев 1812 года в Зимнем дворце. В 1819 году художник-коллекционер П. П. Свиньин по­местил в издаваемых им «Отечественных записках» статью, в которой с похвалой отзывался, о таланте Тропинина.
Снискав в Москве уважение и популяр­ность, художник тем не менее оставался крепостным, что вызывало удивление и недовольство в кругах просвещенного дворянства. Держать талантливого живо­писца в крепостной зависимости в эпоху осуждения рабства считалось недопусти­мым. Особенно хлопотали за Тропинина Н. Майков, генерал, герой 1812 года, и коллекционеры А. А. Тучков, П. Свиньин. Однако Морков не спешил дать Тропинину вольную. Это случилось только в самом 1823 году. Жена и сын Тропинина Арсений по­лучили вольную в 1828 году.
Став свободным человеком, Тропинин в первую очередь беспокоился о том, чтобы «приютить себя к какому-либо классу лю­дей», как он пишет своему учителю Щу­кину. Он посылает в Академию художеств свои картины «Кружевницу», «Портрет гравера Скотникова» и «Старика нищего», за которые и получает звание «назначен­ного в академики». В это же время им написано несколько лучших его произве­дений, свидетельствующих о высоком уровне мастерства и творческой зрелости: «Портрет Булахова», «Портрет Равича», «Портрет каменотеса С. К. Суханова». За портрет медальера - К. А. Леберехта Тро­пинин был призван академиком портрет­ной живописи. Его звали остаться в Пе­тербурге, преподавать в Академии худо­жеств, но холодный чиновничий Петер­бург и перспектива официальной службы не привлекли художника. «Все я был под началом, да теперь придется подчинять­ся... то тому, а то другому ... Нет, в Москву!». От службы Тропинин отказался и в Моск­ве.
В Москве Тропинин поселился близ Ка­менного моста на Ленивке, где прожил безвыездно около тридцати лет. С этого времени начинается совершенно иной этап жизни Тропинина. Здесь он стал самым известным портретистом, его искусство привлекало искренностью. Про него гово­рили, что он переписал «буквально всю Москву».
В начале 1827 года Пушкин заказал художнику портрет для подарка Соболевскому, своему дру­гу. Тропинин написал Пуш­кина в халате, обыкновенного, домашнего. Но, несмотря на желание художника изо­бразить Пушкина «частным лицом», в портрете ощущается масштаб и значи­тельность личности поэта. У этого портре­та странная судьба. С него было сделана несколько копий, сам оригинал пропал и появился спустя много лет. Тропинина про­сили посмотреть портрет, чтобы удосто­вериться в его подлинности и подновить его, поскольку он был сильно испорчен. Но Тропинин отказался, сказав, «что не смеет трогать черты положенные с натуры и притом молодой рукой», и только по­чистил его.
Тропинин пользовался неизменной лю­бовью и уважением всех, кто его знал. Последние два года художник прожил в Замоскворечье в Спасоналивковском пе­реулке, куда он переехал в 1855 году после смерти своей жены. Он не намного пережил её и умер в 1857 году.
Ю. Волгина







После этой статьи часто читают:

  • Василий Андреевич Тропинин
  • Художник Петр Соколов
  • Франсуа Клуэ
  • Владимир Маковский
  • Анри Матисс (1869-1954) Красные Рыбы 1911 г.
  • Никола Пуссен (1594—1665) Пейзаж с Полифемом. Государственный Эрмитаж.
  • Василий Пукирев «Неравный брак»


  • Просмотрено: 10861 раз

    Добавление комментария

    Имя:*
    E-Mail не обязательно:
    Введите код: *

    Поиск по сайту

    Карта сайта:
    1 ,2 ,3 ,4 ,5 ,6 ,7 ,
    8 ,9 ,10 ,11 ,12 ,13
    Пользователи  Статистика

    Архив новостей

    Март 2020 (3)
    Сентябрь 2019 (9)
    Май 2019 (3)
    Январь 2019 (3)
    Май 2018 (3)
    Апрель 2018 (3)

    Правила

    Наши друзья

    Новости партнеров

    01Категории

    02Популярные статьи


    03Опрос на сайте

    Вам понравились наши статьи? Сделайте комментарий и проголосуйте, пожалуйста. Нам важно ваше мнение.

    Отлично, добавил в закладки
    Хорошо, статьи понравились
    Кое-что интересно, выборочно
    Скучные статьи
    Оставил комментарий
    Читать и писать неумею


    04Календарь

    «    Март 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31