Главная » Выдающиеся Люди » И.С. Горюшкин-Сорокопудов. «Сцена из XVII столетия»


И.С. Горюшкин-Сорокопудов. «Сцена из XVII столетия»

Выдающиеся Люди

Riddle

15 февраля 2009

Напечатать

И.С. Горюшкин-Сорокопудов. «Сцена из XVII столетия» ...Близится к закату короткий зим­ний день. Последние лучи заходяще­го солнца вызолотили вершины деревь­ев и гряды кучевых облаков, заставили искриться снег на тесовых крышах, при­чудливыми узорами расписали стену мо­гучей посадской башни. Почувствовав тепло приближающейся весны, не спе­шат расходиться по домам прохожие. Расписной красный возок боярина мед­ленно тащится по узкой улочке, остав­ляя глубокие колеи в рыхлом, ноздре­ватом снегу, изъеденном темными про­талинами. Отступив к тыну, поспешно стащил с головы шапку седой старик в порыжевшем армяке. Испуганно прижа­лась к плечу деда молоденькая дев­чушка в тулупчике...
Картина носит весьма условное назва­ние «Сцена из XVII столетия».
Это старая допетровская Русь. Песенно-сказочная, приправленная красочным вымыслом,— именно такой предстает она на полотнах самобытного русско­го художника И. С. Горюшкина - Сорокопудова [1873 - 1954]. Расцвет его та­ланта падает на начало нынешнего ве­ка, когда в живописи, литературе, театре, музыке велись поиски новых форм вы­разительности, нового художественного языка, который соответствовал бы тре­вожному, полному предчувствий гряду­щих перемен времени. Не остался в сто­роне от этих поисков и Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов.
Родившись в глуши Тамбовской губер­нии, в семье малоземельного крестья­нина Силы Горюшкина, таскавшего с бурлацкой ватагой тяжелые баржи вверх по Оке, детские и юношеские годы он провел на Волге, в Саратове. Ему не бы­ло и пяти лет, когда, оставшись круг­лым сиротой, он был взят на воспита­ние дальними родственниками — меща­нами Сорокопудовыми (отсюда и двой­ная фамилия). Судьба не очень-то баловала мальчика. Свои первые «университеты» будущий художник проходил в приюте, где пробыл четыре года, в «людях» у купца Кузьмина и наконец «мальчиком при буфете» на волжских пароходах.
Позже, учась в Академии художеств, Горюшкин неоднократно совершал по­ездки в Ростов Великий, Торжок, Суз­даль, Углич, где без устали писал монастыри, многоцветные главы соборов, уносящиеся в небо звонницы и плещу­щуюся у их монументальных стен по­вседневную жизнь. В своих работах он стремился как можно вернее передать богатство чистых, звонких красок, которое так характерно для художествен­ной культуры Древней Руси.
Горюшкина-Сорокопудова привлекали патриархальный быт народа, красота русской природы, древнерусского зод­чества. Ему нравились зрелищность, декоративность, нарядность — все, в чем он видел проявление народного вкуса, народной эстетики. Широкую популяр­ность принесли художнику историко-жанровые произведения, репродукции с которых в начале века регулярно пуб­ликовались в журналах «Нива», «Солн­це России», «Столица и усадьба». Так, например, картина «Плач Ярославны», выставленная в Италии, была удостоена «Гран-при». Эти пленительно-яркие, са­мобытные полотна, наполненные радо­стью бытия, не оставляли зрителя рав­нодушным.
В 1908 году Горюшкин покинул чи­новный Петербург, где после оконча­ния Академии преподавал в школе Об­щества поощрения художеств. Поселив­шись в Пензе, он занял должность стар­шего преподавателя местного художест­венного училища. Отдавая много сил пе­дагогической деятельности, Горюшкин с неослабным рвением колесил по селам и городкам губернии, внимательно при­сматриваясь к жизни и обычаям рус­ских крестьян, а также мордвы, татар; изучал и зарисовывал их своеобраз­ные национальные костюмы, предметы быта. Именно в Пензе были созданы все основные его произведения: «Базарный день в старом городе», «Сце­на из XVII столетия», «Князь Игорь», «Солнце на лето — зима на мороз» и многие другие. Воспевая старую Русь, её обряды и обычаи, Горюшкин, как и его собраться по искусству С. Иванов, А. Рябушкин, А, Васнецов, Б. Кустодиев, И. Билибин, способствовал развитию ин­тереса народа к своей истории древ­ней культуре.
Горюшкин-Сорокопудов любил пей­заж, в основном зимний. Русская зима воспринимается на его исторических полотнах как нечто национально-своеоб­разное и типичное: обветшалые кре­постные и монастырские стены, покры­тые голубоватым инеем деревья, утонув­шие в сугробах покосившиеся избы, над которыми парят золоченые и си­ние купола церквей. К немногочисленным так называемым «чистым» пейза­жам следует отнести полотно «Зима». Оно выполнено в Ивановке, усадьбе, которую Горюшкин приобрел под Пен­зой. Здесь он проводил большую часть свободного от преподавательской работы времени. Здесь принимал своих уче­ников, ведя беседы о задачах искусст­ва, о роли и месте художника в жизни.
Таким он и предстает перед нами на автопортрете 1910-х годов. Цепким, изу­чающим взглядом из-под насупленных бровей смотрит он на зрителей. Два десятилетия спустя шестидесятилетний ма­стер вновь напишет свой портрет. Напи­шет на том же месте: в саду, на фоне дома. Но перед нами уже совсем иной человек. Неумолимые годы наложили отпечаток на его лицо: покрылся глубокими мор­щинами высокий лоб, выбелились боро­да и пышные усы и взгляд из-за стекол очков стал мягче, мудрее. Но крепкая рука так же уверенно держит кисть. Автор не случайно ввел эту деталь в композицию. Творить для него было равнозначно жизни. Даже в самые труд­ные годы лишений и гонений он про­должал работать, Сохранились картины, выполненные на записанных портретах и фанере, на оборотной стороне закончен­ных произведений, рисунки, сделанные на грубой оберточной бумаге.
Минули Десятилетия. Но интерес к творчеству художника И. С. Горюшкина-Сорокопу­дова год от года всё возрастает. Се­годня в Пензенской областной картин­ной галерее имени К. А. Савицкого, директором которой он был с 1942 по 1947 год, открыт его мемориальный музей. Это закономерно, ведь в Пен­зе прошла большая часть жизни масте­ра, здесь хранится самое значительное в стране собрание его произведений — свыше полутора сотен картин, портре­тов, эскизов, рисунков, гравюр.
В залах воссоздана обстановка жи­лых комнат с мебелью, выполненной по эскизам Горюшкина еще до рево­люции, в Финляндии. На фотографиях художник в различные годы жизни: в семейном кругу, в мастерской, дома за шахматами, среди учеников и препода­вателей Пензенского училища. Есть сре­ди них и совершенно уникальная, за­печатлевшая художника в старинном боярском костюме. Снимок сделан 22 июня 1941 года в Ивановке. В экспо­зиции находятся также книги, черновики выступлений перед учащимися, удосто­верение депутата городского Совета, свидетельства о награждении художника орденом Трудового Красного Знамени и о присвоении звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР», письмо, при­сланное ему из действующей армии в де­кабре 1941 года Г. К. Жуковым. На большом рабочем столе с резными фи­гурами львов вместо ножек — фото­графия, на оборотной стороне которой надпись: «Проникновенному искренним, глубоким чувством к родной красоте, деятельному художнику Ивану Силычу Горюшкину-Сорокопудову. Илья Репин. 1913, 30 апр.».
В. Сазонов







После этой статьи часто читают:

  • Андрей Петрович Рябушкин
  • Никола Пуссен (1594—1665) Пейзаж с Полифемом. Государственный Эрмитаж.
  • Домашний музей. Василий Тропинин.
  • Домашний музей
  • Симфония природы художника Шишкина
  • Художник Андрей Рябушкин
  • Евграф Крендовский. «Площадь провинциального города»


  • Просмотрено: 9171 раз

    Добавление комментария

    Имя:*
    E-Mail не обязательно:
    Введите код: *

    Поиск по сайту

    Карта сайта:
    1 ,2 ,3 ,4 ,5 ,6 ,7 ,
    8 ,9 ,10 ,11 ,12 ,13
    Пользователи  Статистика

    Архив новостей

    Январь 2019 (2)
    Май 2018 (3)
    Апрель 2018 (3)
    Январь 2017 (3)
    Март 2016 (4)
    Январь 2016 (6)

    Правила

    Наши друзья

    • Водіння освіта спорт в львів інструктор по водінню львів www.easydrive.lviv.ua.

    Новости партнеров

    01Категории

    02Популярные статьи


    03Опрос на сайте

    Вам понравились наши статьи? Сделайте комментарий и проголосуйте, пожалуйста. Нам важно ваше мнение.

    Отлично, добавил в закладки
    Хорошо, статьи понравились
    Кое-что интересно, выборочно
    Скучные статьи
    Оставил комментарий
    Читать и писать неумею


    04Календарь

    «    Март 2019    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31

    В продаже - Дорожные, низкие цены! Невостребованные остатки
    ros-znak.com