Главная » Выдающиеся Люди » Рампа реальности


Рампа реальности

Выдающиеся Люди

Jans

8 октября 2008

Напечатать

Рампа реальности
Вя­чеслав Спесивцев. Моей памяти поезд...

Решившись на исповедь перед читателем, Вя­чеслав Спесивцев («Моей памяти поезд...». М., «Советская Россия», 1980) так и не ре­шился писать «от себя» — он подставил на свое ме­сто героя с прозрачным псевдонимом «Юрий Семе­нович». Это можно понять: в конце концов психо­логически не так-то просто выступать с «мемуарами» в 37 лет, хотя в эти 37 лет ты уже и вышел в гром­кие режиссеры и созданный тобой театр прогремел на всю столицу. Все так, однако у Спеснвцева были основания спрятаться за полувымышленного героя. Слишком много потаенно-душевного выплеснул он в эту первую свою книгу. От себя не все и скажешь. От имени Юрия Семеновича легче...
Но такой уход автора за кулисы опасен. Текст на­чинает восприниматься как беллетристический. А это значит, что швы и стыки, естественные и даже под­купающие в документальном повествовании, начина­ют резать глаз. Стихийная талантливость Вячеслава Спесивцева, сказавшаяся в его театральных поста­новках, каким-то краем выявляет себя и на письме: есть подлинность словесного жеста, есть интонаци­онная смелость, есть и искусность в «сцепке» кусков и глав. И все же смесь документа и беллетристики — дело рискованное. Ну, скажем, появляется в доку­ментальных мемуарах лицо с необычной фами­лией — вы на этом не фиксируетесь, но если в беллетристическом тексте появляется фа­милия Шницель, вы невольно ждете какого-то художественного сигнала... а его нет. Зато лезут в глаза романтические штампы вроде «пурги белых цветов»; «карточный домик» вопреки всяким правилам мета­форики рассыпается «этаж за этажом» (?), и оборо­ты вроде «сколько начинаний ищет помещения» во­пиют о редакторском карандаше. По элементарной обязанности рецензента я предупреждаю обо всем этом читателя, чтобы он, натыкаясь на такие вещи, не застревал на них, а постарался бы почувствовать то самое, что и в спектаклях спесивцевского театра ощущается иной раз сквозь неровную сценографиче­скую «поверхность»: неистовый характер человека, аккумулирующего огромную творческую энергию... но о «сценографии» еще два слова.
Вышедшая под сугубо деловым грифом «В помощь художественной самодеятельности», книжка Спесивцева тем не менее не дает рецептов для соответст­вующей культмассовой работы и не может быть по­собием для будущих профессионалов сцены. Дело в том, что тут описаны не спектакли, а та человечес­кая атмосфера, из которой они рождались. Это раз­говор как бы предпрофессиональкый. В свое время я посмотрел много спектаклей театра-студии на Крас­ной Пресне, я этот театр полюбил и могу засвиде­тельствовать, что «предпрофессиональные» размы­шления Спесивцева и для разгадки секретов его ре­жиссуры дают очень многое. Но поражает простота, с которой объясняются многие его режиссерские ре­шения. Ну, например, четыре пары актеров, ве­дущие от акта к акту роли Ромео и Джульетты... На сцене я воспринял это как виртуозную находку, как концептуальный акт, подобный тому же физическо­му отсутствию Яго. А объяснение оказалось ошарашивающе просто. «Ребята, поднимите руки, кто хо­чет играть Ромео и Джульетту!». Подняли все... пришлось «делить» роли... в буквальном смысле.
Спесивцев - режиссер как бы полагается на логику «самой действительности». Это режиссерская концепция, но не только. Она шире, в ней есть жиз­ненный смысл. Вот почему Спесивцев - режиссер луч­ше всего воспринимается не на фоне кулис или занавеса — его видишь среди школьников, которых он делит на группы, отряды, «подстудии», с которыми он играет, с которыми он строит не столько театр, сколько новую версию действительности. Огромная энергия нужна для этого. И она в нем есть — в этом парне, росшем близ депо в послевоенном бараке, в этом сыне кузнеца, в этом пресненце, для памяти которого булыжники мостовой — свое, родное.
Не случайно в книге Спесивцева театр постоянно граничит с улицей, и какой-нибудь парень оттуда в любой момент может прийти к нему на сцену, где ему найдется дело. Вопрос в переключении этой энергии. А нужным для такого переключения педа­гогическим талантом Спесивцев обладает в огромной степени. Отсюда его заводной крав, крутость, уве­ренность режиссерский азарт. Отсюда и его успех.
Один фантастически - реальный случай в заключе­ние. По ходу того самого нашумевшего, в электрич­ке идущего спектакля (о Дзержинском) вышла-таки накладка: обрыв провода, непредвиденная стоянка. График полетел, «администраторы», готовившие сце­ны иа станции, не дождавшись, уехали. Очередной эпизод с участием революционеров и жандармов при­ходится разыгрывать в реальной толпе. Какая-то жен­щина, увидев револьверы (и не зная, что они бута­форские), вызывает милицию. По линии идет теле­грамма: «На дороге орудует банда — срочно блоки­ровать вокзалы». На Курском режиссер вместе с ак­терами попадает в руки блюстителей порядка.
Думаете, Спесивцев удручен, расстроен, сбит с настроения таким оборотом дела?
Рад без памяти! Театр контачит с реальностью! На­прямую! Наконец-то перед нами не рампа, усмирившая зрителей, а живое событие, в котором зрители, и актеры, и люди со стороны перемешались! И по­чувствовали, как они родственны! Искра контакта — сброс энергии — переключение реальности в сцену и обратно — прорыв будней — реализация личности в случайном потоке прохожих...
Чистейший Спесивцев!..







После этой статьи часто читают:

  • Просто действующие лица и драматургические свойства книг
  • Счастливый человек
  • Театр детской души. Джеймс Гринвуд
  • Султаны Империи Тахты - Французские исторические открытки
  • Набор детских рамочек для фото
  • Как вернуть доверие после измены
  • Нагота родителей и дети


  • Просмотрено: 7293 раз

    Добавление комментария

    Имя:*
    E-Mail не обязательно:
    Введите код: *

    Поиск по сайту

    Карта сайта:
    1 ,2 ,3 ,4 ,5 ,6 ,7 ,
    8 ,9 ,10 ,11 ,12 ,13
    Пользователи  Статистика

    Архив новостей

    Март 2020 (3)
    Сентябрь 2019 (9)
    Май 2019 (3)
    Январь 2019 (3)
    Май 2018 (3)
    Апрель 2018 (3)

    Правила

    Наши друзья

    Новости партнеров

    01Категории

    02Популярные статьи


    03Опрос на сайте

    Вам понравились наши статьи? Сделайте комментарий и проголосуйте, пожалуйста. Нам важно ваше мнение.

    Отлично, добавил в закладки
    Хорошо, статьи понравились
    Кое-что интересно, выборочно
    Скучные статьи
    Оставил комментарий
    Читать и писать неумею


    04Календарь

    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30