Главная » Выдающиеся Люди » П. И. Чайковский. Времена года


П. И. Чайковский. Времена года

Выдающиеся Люди

Riddle

22 декабря 2008

Напечатать

П. И. Чайковский. Времена года
На все времена

В 1876 году «издатель петербургского журнала «Нувеллист», г. Бернард, предложил П. И. Чайковскому написать 12 небольших пьес для журнала — по одной пьесе в месяц. Пьесы эти по содержанию должны были иметь связь с теми месяцами, для которых предназначались. Чайковский принял заказ и выполнил его со свойственной ему аккуратностью. Сам он считал работу легкой, незначительной и, чтобы не пропустить как-нибудь условленного срока, поручил слуге напоминать ему о заказе... В известный день слуга говорил: «Петр Ильич, пора-с посылать в Петербург», и Петр Ильич в один присест писал пьесу и отправлял ее»,— так рассказывает об истории создания музыкального альбома «Времена года» близкий к Чайковскому московский музыкальный критик Н. Д. Кашкин.
Возможно, человеку, полагающему, что создание музыки — тем более музыки такой прекрасной! — непременно должно быть таинством, непостижимым актом творчества, этот суховато-прозаический рассказ покажется едва ли не парадоксальным. В самом деле, поистине уникальный альбом фортепианных пьес, каждая из которых по непосредственности, вдохновенности своей являет собой своеобразное маленькое чудо, написан, оказывается, на заказ, да ещё «в один присест»! Где же то, что принято именовать «озарением», где же те «муки творчества», о которых так много написано и читано?..
Думается, однако ж, что парадоксальность эта только кажущаяся.
Эдвард Григ (которого, кстати говоря, Чайковский очень любил и высоко ценил) однажды написал: «...Там, где выступает прекрасная Норвегия, с её удивительной природой, с её фантастикой, её поверьями, старинным бытом и дорогими мне людьми, там, где любовь, верность, отчаяние, надежды, воспоминания и радости, одним словом, простые человеческие чувства возникают предо мной во всей их простоте и силе — там я чувствую себя, как рыба в воде, и, право, мне не нужно придумывать музыку. Она живет во мне всю жизнь... Эти глубоко национальные образы рисовались мне давно, и нет для меня большего счастья, чем вызвать их к жизни музыкой».
Не так ли было и с Чайковским?
Трудно, может быть, даже невозможно представить себе другого человека, который бы так остро, ярко, глубоко воспринимал природу, был бы одарен «способностью в каждом листке и цветочке видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, покоющее, мирящее, дающее жажду жизни». (Дневник 1886 года.)
И это была природа русская.
Жизнь Чайковского сложилась так, что он много, часто путешествовал за рубежом. Но где бы он ни был, какие бы красоты ни вставали перед его глазами — никогда, ни разу он не претворил их в музыке. Из солнечного Сан-Ремо, в котором «...везде оливковые деревья, пальмы, розы, апельсины, лимоны, гелиотропы, жасмины, словом, верх красоты», Чайковский писал: «Отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи... бывало, приводила меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, от тех неизъяснимо сладких и опьяняющих ощущений, которые навевали на меня лес, степь, речка вдали, скромная церквушка, словом, все, что составляет убогий русский, родимый пейзаж. Отчего все это?» И спустя не сколько недель сам он отвечает на этот свой вопрос: «Нет человека, более меня влюбленного в матушку - Русь...»
Так не в этом ли заключается разгадка той легкости, с которой рождались темы и образы «Времен года»? Они «жили в нем», они «рисовались ему всю жизнь», и заказ «Нувеллиста» оказался, в сущности, лишь внешним поводом, лишь толчком к тому, чтобы «вызвать их к жизни музыкой».
...Поставьте на проигрыватель пластинку и послушайте одну из пьес (думается, не стоит сразу слушать их все подряд, в каждой пьесе, как в каждом месяце, свой, особый мир, в который надо вникнуть, прочувствовать его, осмыслить). Пусть это будет «Ноябрь. На тройке», с эпиграфом из Некрасова:
Не гляди же с тоской на дорогу, И за тройкой вослед не спеши, И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда заглуши. ...Широко, раздольно звучит мелодия ямщицкой песни... А дальше сорвется с места удалая тройка, загремят в стылом воздухе бубенцы, и вьявь встанет перед нами образ, воспетый столькими художниками, образ, рожденный самой бесконечностью пространств России: «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!» (Н. В. Гоголь).
И принадлежность музыкальных образов других пьес альбома только и именно к русской природе, к русскому укладу жизни, «с его поверьями и старинным бытом», несомненна — и в зимних гуляньях, и в празднествах, и в летней страде крестьянского труда, и в звонкой сентябрьской «Охоте»... И весна во «Временах года» (а весенние пьесы цикла особенно прекрасны!) по-русски нетороплива и скромна — с грустно-светлой, как северные вешние дни, «Песней жаворонка», с трепетными, нежными майскими ночами...
В музыкальной литературе XIX века мы найдем немало примеров обращения композиторов к картинам и образам природы. Шум листвы и пение птиц, звон горных ручейков и грозовые раскаты бури можно услышать у Бетховена, Шумана, Листа, Грига... Но «Вре­мена года» — это единственная в своем роде тетрадь маленьких музыкальных пейзажей, где приро­да отображена и в отдельном, по­разившем воображение художника, моменте, и в вечно неизменном своем круговороте — от зимнего покоя к весеннему расцвету, к пышной зрелости лета и неиз­бежному и все-таки печальному для человека увяданию осени.
Чайковский редко обращается к наглядным, «зримым» музыкаль­ным образам (а ведь он умел «ри­совать» музыкой, достаточно вспомнить хотя бы картину разбу­шевавшегося моря в симфонической поэме «Буря» — по Шекспиру). Здесь же взгляд его устремлен как бы внутрь, в глубь человече­ского сердца, и музыка его не изображает, не рисует — она поет... Мелодии напоены теплом человеческого голоса. И вслуши­ваясь в это широко льющееся пение, вникая в эту гибкую и вы­разительную музыкальную речь, мы воспринимаем ее, как нечто близ­кое, такое же свое, родное, как те пейзажи, которые расстилались перед композитором и перед нами...
Именно так и в «Баркаролле», где Чайковский как будто вслуши­вается в дыхание теплой, благо­датной ночи, всей душой отдается покою и раздумью; и в «Осенней песне», мелодия которой передает тончайшие оттенки настроений — от острой тоски до примирения с жизнью, когда кругом все «так грустно-хорошо»; и в самой по­следней пьесе цикла — «Святки», которой предшествует четверо­стишье В. Жуковского:

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали.
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.

...Легко, радостно парит ме­лодия над вальсовым кружением аккомпанемента — так беззаботно, так счастливо бывает человеку, когда наступает Новый год, когда по-детски верит он в праздничные чудеса и надеется на счастье...
Мы знаем, что высшим проявле­нием гения Чайковского стали его симфонии и оперы. В них — целый мир человеческих судеб и чувств, мятежных бурь, глубоких, нередко трагически-скорбных размышлений. «Времена года» — всего лишь уго­лок души великого художника, всего лишь скромные его лириче­ские высказывания. Но и в этих небольших фортепианных пьесах со всею явственностью ощущаем мы то обаяние, которое присуще творчеству Чайковского в целом. Ту красоту, ту правду, которыми отмечено его искусство, которое останется с людьми на все време­на. Потому и здесь он, по словам Б, Асафьева, остается «вернопод­данным родины своей, ее природы и народа, им горячо любимых».







После этой статьи часто читают:

  • Есть простые, но сильные радости ...
  • Сергей Про­кофьев. Певец жизни и солнца.
  • Симфония природы художника Шишкина
  • Необычные шахматные фигуры
  • Пилот истребителя - шаблон для фотографии в Photoshop
  • Утро года. Март.
  • А. П. Бородин. Вторая (Богатырская) симфония


  • Просмотрено: 11633 раз

    Добавил: КаРиНа | ICQ: -- (2 сентября 2010 16:53) | | #1

    я обожаю Чайковского, его произведения так и повествуют тебе, "сделай хорошее, даже немножно, и ты будешь по настоящему счастлив". feel

    Добавление комментария

    Имя:*
    E-Mail не обязательно:
    Введите код: *

    Поиск по сайту

    Карта сайта:
    1 ,2 ,3 ,4 ,5 ,6 ,7 ,
    8 ,9 ,10 ,11 ,12 ,13
    Пользователи  Статистика

    Архив новостей

    Март 2020 (3)
    Сентябрь 2019 (9)
    Май 2019 (3)
    Январь 2019 (3)
    Май 2018 (3)
    Апрель 2018 (3)

    Правила

    Наши друзья

    Новости партнеров

    01Категории

    02Популярные статьи


    03Опрос на сайте

    Вам понравились наши статьи? Сделайте комментарий и проголосуйте, пожалуйста. Нам важно ваше мнение.

    Отлично, добавил в закладки
    Хорошо, статьи понравились
    Кое-что интересно, выборочно
    Скучные статьи
    Оставил комментарий
    Читать и писать неумею


    04Календарь

    «    Март 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31