
Арт-директор Hermes Пьер-Алексис Дюма задумал проект Hermes Editeur еще в середине двухтысячных. Его идея состояла в том, чтобы в лимитированных коллекциях платков соединять знаменитые традиции лионской шелкографии с современным искусством и давать новый импульс и тому, и другому. «Я увидел работы Ле Парка около двух лет назад на выставке в Пале де Токио, - рассказывает Пьер-Алексис, - и они поразили меня тем, что совершенно не были привязаны к какому-то определенному времени: они могли быть сделаны в 70-е, а могли быть сделаны вчера. И я сказал себе: «Это так свежо, так современно!» Серия квадратных картин La Longue Marche («Великий поход»), представляющая собой поток цветных линий на белом фоне, непрерывно меняющих ритм и пластику, и правда будто специально создана для знаменитых каре - бери и печатай. Неудивительно, что поначалу художник решил, что Hermes хотят от него лишь разрешения на принты. Но задача оказалась в разы сложнее и интереснее: развить изначальную тему (из десяти работ La Longue Marche выбрали шесть) и сделать десять серий по шесть платков, каждый из которых будет существовать в единственном экземпляре. «Это совершенно другой уровень задачи и другой уровень ответственности, - объясняет Ле Парк, -к тому же мне очень понравилось, что в этой затее не было ничего коммерческого». Сегодня это кажется почти удивительным, но важнейший художник 60-70-х, один из основоположников кинетизма в искусстве, никогда в своей жизни не сотрудничал с модными брендами. «Для меня это совершенно новая территория. Но искусство -это всегда выход за границы прежнего опыта. В творческой работе ты всегда идешь вверх и вниз, вверх и вниз... К тому же для меня это была прекрасная возможность развить старую тему». На самом деле Ле Парк возвращается к своим прежним работам постоянно: «Видите эту скульптуру? Я сделал ее недавно, а изначально это была живопись. Мне интересно перерабатывать плоскую живопись в объем».
Напечатать живописные работы на шелке оказалось делом не таким простым, как можно подумать. Пьер-Алексис Дюма объясняет: «Обычно, делая изображение на шелке, мы в первую очередь печатаем контур рисунка, который, высыхая, служит барьером для других цветов и не дает им растекаться и смешиваться. А здесь никаких контуров нет - цвета соприкасаются друг с другом непосредственно. Приходится быть предельно аккуратными и точными. И все равно двадцать платков уходят в брак, прежде чем один получится идеально. Это очень сложная техника, и ее можно использовать только в очень маленьких специальных сериях. Ни один печатник добровольно за такую работу не возьмется. Но в этом и был вызов мастерству ремесленников». «Для меня, - продолжает Дюма рассказывать о проекте, - La Longue Marche - это абстрактная аллегория жизни». Для самого Ле Парка тоже:
Мой собственный великий поход.
Мой собственный маленький великий поход,
Но он только мой...
...Мой великий поход С его зигзагами,
С его непредвиденными поворотами, С его ожиданиями, С его сюрпризами.
Я не догадывался о том,
Что он прокладывает собственный курс
Без моего ведома.
Он прокладывает собственный курс для меня...
Мой собственный маленький великий поход,
Но он только мой...
...Мой великий поход С его зигзагами,
С его непредвиденными поворотами, С его ожиданиями, С его сюрпризами.
Я не догадывался о том,
Что он прокладывает собственный курс
Без моего ведома.
Он прокладывает собственный курс для меня...
Это слова из поэмы, которую написал сам Ле Парк о своей жизни и работе, она предваряет каталог, посвященный четвертому проекту Hermes Editeur. Цветные по белому, черно-белые по серому, цветные по цветному... линии La Longue Marche следуют только своим курсом, подчиняются собственному ритму, совершают собственные повороты, и задача художника в том, чтобы уловить их и сделать зримыми.
Никакого специального метафизического смысла Ле Парк в свои работы не вкладывает - его интересуют чистые ритмы, резонансы, взаимодействие цветов. Он пишет картины как музыку. «Смысл возникает в глазах смотрящего», - говорит художник. Все шестьдесят платков четвертого издания Hermes Editeur были представлены в июне во время Art Basel, а продаваться будут только онлайн. Цена каждого - семь тысяч евро. «Если учесть уникальность всего проекта, масштаб личности автора и то, что каждый платок существует только в единственном экземпляре, цена более чем разумная», - комментирует Пьер-Алексис. Так что же это - аксессуар или произведение искусства? «Каре Хулио Ле Парка оказались ровно на границе между чистым искусством и модой. Вы можете носить их как обычные платки, а можете вставить в раму и повесить в гостиной, - продолжает арт-директор Hermes. - Для этих каре мы даже сделали набор специальных магнитов: с их помощью можно растянуть шелковый платок, не повредив его, и повесить на стену, а можно при необходимости снова легко снять и надеть как аксессуар».
На вопрос о том, как сам художник относится к перспективе того, что его уникальные творения будут мять, носить, ронять и даже душить духами, Хулио Ле Парк отвечает: «Жду не дождусь! Мне очень хочется, чтобы они пахли духами» .
После этой статьи часто читают:
Просмотрено: 3856 раз