Главная » Выдающиеся Люди » Цветы Победы. Мартирос Сарьян.


Цветы Победы. Мартирос Сарьян.

Выдающиеся Люди

Jans

22 января 2009

Напечатать

Цветы Победы. Мартирос Сарьян. В 1965 году, к восьмидесятипятилетию Мартироса Сергеевича Сарьяна, снимал­ся документальный фильм о нем, и пи­сатель Илья Эренбург, автор дикторского текста, рассказывал о натюрмор­те, который мы сегодня репродуцируем: «Сарьян писал цветы всю жизнь. Шла страшная война: советский народ сражал­ся против фашистов. Сарьян долго писал холст «Участникам Отечественной вой­ны». Это — много, очень много букетиков в склянках. Много судеб, много жертв. Отдельные букетики и поле ярких цве­тов: радость, победа...»
Великий труженик, Сарьян и в годы войны работал как всегда — упорно, са­мозабвенно, не зная отдыха и не при­знавая усталости. Он понимал, естествен­но, что в годину народного бедствия работать не щадя себя, с напряжением и перенапряжением всех сил, — это единственный способ жить: всякий другой нравственно невозможен. Понимал он и то, что, несмотря на войну, искусство вообще, и в частности живопись, не по­теряли своего значения; настоящее искус­ство — это ведь сама жизнь, и художник утверждает ее, то есть в конечном счете делает то же, что и солдат на фронте, — оба они отстаивают право человека на все богатство и радость жизни против человеконенавистнических сил зла и уни­чтожения, воплотившихся в фашизме... В те грозные дни Сарьян, как и каждый в нашей стране, стремился к одному: внести свою лепту в общее дело раз­грома фашизма, и вместе с тем, неволь­но соизмеряя свое личное прошлое с этой гигантской битвой добра со злом, он за­ново, с новой зоркостью окидывал внут­ренним зрением пройденный путь и мно­гое в собственном прошлом видел и по­нимал по-новому...
Война застала Сарьяна пожилым чело­веком, сделавшим, да и пережившим уже немало, так что накопилось, о чем ду­мать и вспоминать. Сын Сарьяна, Зарик, ушел на фронт, и вот в сорок третьем го­ду, когда произошел под Сталинградом ре­шающий перелом в ходе войны, но впереди было еще немало испытаний, вдруг пере­стали приходить вести от сына. Тогда-то, заглушая тревогу в душе, Сарьян и взял­ся за одну из своих наиболее смелых и глубоких по замыслу картин.
Она называется «Автопортрет. Три воз­раста». В одной плоскости холста, на фо­не хрестоматийного армянского пейза­жа, который Сарьян любил и писал как никто,— пологие ржавого цвета холмы, редкая зелень, он трижды написал себя.
Справа — молодой человек с курчавой шевелюрой, в костюме с галстуком, дер­жащий палитру в левой руке. Это моло­дой Сарьян периода «Голубой розы» — входящий в моду художник предреволю­ционного Петербурга. Многих тогда изу­мили — словно обожгли невиданной доселе яркостью и небывалой лапидар­ностью форм — сарьяновские восточные пейзажи. Иные петербургские снобы, су­дившие о живописи холодно и высоко­мерно, чуть снисходительно хвалили его, признавая «талантливым, но неумелым мечтателем», и хотя, действительно, мечта, а лучше даже сказать — грёза, навеян­ная легендой и атмосферой Востока, без­раздельно царила в большей части его тогдашних картин, о неумелости, разу­меется, не могло быть и речи: велико­лепные живописные феерии Сарьяна име­ли совершенно иной источник — мудрость.
Не будем гадать, откуда она была у не­го — сына нищего хуторянина из Нахи­чевани-на-Дону, ставшего любимым уче­ником Коровина и Серова, а вскоре на­чавшего писать абсолютно иначе, чем пи­сали они, но мудрость была у него и тогда, как если бы он родился уже муд­рым. Он говорил: «Моя цель — достиг­нуть первооснов реализма». Это значи­ло: не внешнего правдоподобия, которре принимают за реализм, а той внутренней правды вещей, зачастую скрытой от взгля­да, овладев которой, художник получает возможность обогатить ею и нас, зри­телей. Позднее Сарьян имел полное пра­во сказать: «Еще в молодости я понял, что истинный художник должен быть пе­редовым членом общества, по-настоящему нравственным человеком.., должен стать душой и сердцем народным...»
Он действительно понял это, оттого и наступила пора, когда словно переломи­лась так ярко расцветшая и плодоно­сившая ветвь живописи Сарьяна. Одной мудрости оказалось недостаточно, требо­валась еще и зрелость. Уехав из столицы, революцию и гражданскую войну Сарьян пережил в Ростове, затем переселился (уже навсегда) в Ереван, и примерно на десятилетие, хотя, конечно, он и в то вре­мя отнюдь не оставлял живопись, центр его творческой работы переместился в об­ласть духовного самовоспитания, главной составной частью которого стало осозна­ние закономерности и смысла револю­ционных потрясений, преобразивших на шу страну. Об этом в 1932 году хорошо написал искусствовед Н. Н. Пунин: «От «неумения» молодого Сарьяна до глубокого пространственного синтеза бо­лее позднего времени — это... путь, пройденный Сарьяном-человеком, это его жизнь, вначале романтическая... потом настоявшаяся, мужественная, осложнен­ная опытом последовательной работы над собой, над своим «восприятием». Причем самое главное здесь то, что созревание гражданского и художнического «вос­приятия» Сарьяна проходило одновре­менно и слитно и, может быть, чело­век на этом пути даже несколько опе­режал художника.
И вот на полотне «Три возраста» слева Сарьян повторил, почти скопиро­вал автопортрет 1933 года, то есть как раз того времени, когда он стал вдохно­венным певцом и летописцем социалисти­ческого обновления своей любимой роди­ны. Он пришел к этому глубоко закономерным, пережитым внутри себя путем, и поэтому в чуть откинутой назад го­лове, в глазах с легким прищуром, смот­рящих как будто против солнца, читает­ся пафос человека, воочию наблюдающе­го, как его мечта день ото дня стано­вится явью...
А в центре картины постаревший се­добородый Сарьян сурово и пристально смотрит прямо на зрителя. Варпет (то есть Мастер — так называли его) держит на коленях чистый картон, по белоснежно­му полю которого сейчас польется из-под карандаша чистая мелодия какого-то ри­сунка... С высоты сорок третьего года, как с башни, смотрит Сарьян на зрителя, и мы понимаем — он видит глубину времени, из которой навстречу ему воз­вращается с победой его сын, возвра­щаются многие тысячи других солдат-победителей всех национальностей, на­селяющих нашу великую страну, он ви­дит саму Победу — она уже недалека.
Она пришла, и 9 мая с утра в дом Сарья­на потянулась вереница людей, знакомых, полузнакомых, даже незнакомых совсем, и все они приходили с цветами. Мы не знаем, конечно, эти ли самые цветы стоя­ли перед Сарьяном, когда он писал на­тюрморт, который вы видите на нашей репродукции. Мы знаем другое: и те и эти цветы воплощают одно глубокое и цель­ное чувство — это приношение памяти павших, это приветствие оставшимся в живых, это символ победительницы-жизни.
Потом Сарьян жил и работал еще око­ло тридцати лет и главным образом писал «пейзажи-сказания», по удачному опреде­лению А. Каменского, и впрямь какой-то эпический дух веет в пространстве его полотен, осеняет долины, горы, людей, обрабатывающих мирную землю. «Чело­век, — говорил Сарьян, — это сама при­рода, природа — человек, человек вопло­щен в природе, природа — в человеке: природа вечна, смерти нет!»
И сегодня, когда мы любуемся карти­нами Сарьяна, трудно не вспомнить эти удивительные слова.







После этой статьи часто читают:

  • Картина «Полдень»
  • Аристарх Лентулов
  • Василий Пукирев «Неравный брак»
  • Анри Матисс (1869-1954) Красные Рыбы 1911 г.
  • Цирковая танцовщица
  • Домашний музей. Василий Тропинин.
  • Василий Андреевич Тропинин


  • Просмотрено: 11761 раз

    Добавление комментария

    Имя:*
    E-Mail не обязательно:
    Введите код: *

    Поиск по сайту

    Карта сайта:
    1 ,2 ,3 ,4 ,5 ,6 ,7 ,
    8 ,9 ,10 ,11 ,12 ,13
    Пользователи  Статистика

    Архив новостей

    Март 2020 (3)
    Сентябрь 2019 (9)
    Май 2019 (3)
    Январь 2019 (3)
    Май 2018 (3)
    Апрель 2018 (3)

    Правила

    Наши друзья

    Новости партнеров

    01Категории

    02Популярные статьи


    03Опрос на сайте

    Вам понравились наши статьи? Сделайте комментарий и проголосуйте, пожалуйста. Нам важно ваше мнение.

    Отлично, добавил в закладки
    Хорошо, статьи понравились
    Кое-что интересно, выборочно
    Скучные статьи
    Оставил комментарий
    Читать и писать неумею


    04Календарь

    «    Март 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31