Главная » Выдающиеся Люди » Ханс Хольбейн Младший


Ханс Хольбейн Младший

Выдающиеся Люди

Jans

30 ноября 2008

Напечатать

Ханс Хольбейн Младший
«Портрет Дирка Берка»

Хольбейны - это семья немецких художников швабской школы, можно сказать - настоящий художествен­ный клан, родоначальники которого окутаны легендарной дымкой. О Сигизмунде и Михаиле Хольбейнах известны только их имена - ни сведений достоверных, ни тем более картин не сохранилось. Ханс Хольбейн Старший прославился в свое время росписями алтарей во многих соборах немецких городов. У Ханса Хольбейна Старшего было двое сыновей, и оба тоже стали художниками. Но если Амброзиус Хольбейн известен сейчас главным образом своей принадлежностью к славной фамилии, то брат его - Ханс Хольбейн Младший - оказался одним из величайших художников Германии и своего времени вообще.
Он родился в 1497 или 1498 году на юге Германии в городе Аугсбурге и, как было принято в той ремесленно-художественной среде, учился главным образом у своего отца, хотя должно быть названо также имя Ханса Буркмае-ра, которому юный Хольбейн тоже был кое-чем обязан. С 1515 по 1526 год Хольбейн работал в Швей­царии, в Базеле, где вместе с братом Амброзиусом делал гравю­ры для книгопечатен, в частно­сти проиллюстрировал знаменитую «Похвалу глупости» Эразма Роттер­дамского, с которым близко сошел­ся лично.
Первые живописные работы Хольбей­на, известные ныне, относятся к 1520-м годам, и уже они позволяют судить, насколько широк был диапазон его одаренности, сколько силы и дерзновения крылось в этом совсем еще молодом человеке. В 1521 году, неизвестно, по за­казу или собственной прихоти, Хольбейн написал картину «Мертвый Христос», про которую исследова­тель справедливо пишет, что она «отмечена строгой объективностью подхода в трактовке религиозной темы». Однако нам, пожалуй, боль­ше скажет ссылка на роман Достоевского «Идиот»; помните, в мрачном доме Парфена Рогожина хозяин показывает князю Мышкину копию картины, которая буквально сводит с ума - так велика её колдовская сила. То была копия именно «Мертвого Христа»... А вскоре Хольбейн пишет произве­дение совсем иной тональности, в котором ни тени жесткого реализма, а напротив - светлая умиленность, даже чуть-чуть слащавый идеализм: «Мадонну бургомистра Мейера»... Вообще разнообразие тональностей ранних произведений
Хольбейна поразительно, но это ни в коем случае нельзя объяснять молодостью или незрелостью мастера. По складу натуры он мог удивительно много вместить в себе - это во-первых; во-вторых, время, когда он жил, - эпоха реформации - было само исполнено кричащих контрастов, и даже простых лю­дей, а не только гениев разди­рали противоречия.
Великой крестьянской войной под предводительством Томаса Мюнцера, разгоревшейся в середине 1520-х годов, были навеяны рисунки (а позднее гравюры по ним), крас­норечиво названные «Плясками смерти». Хольбейн, как мало кто из его современников, чувствовал масштаб происходивших событий и, возможно, принимал в них более активное участие, чем позволяют судить о том сохранившиеся доку­менты. Во всяком случае, в 1526 году ему пришлось уехать в Англию; впрочем, он отправлялся за границу не в первый раз: еще в 1518 году он странствовал по Ломбардии, где насмотрелся на ра­боты Леонардо да Винчи, Бернардо Луини, Гауденцио Феррари, а осо­бенно сильное впечатление произ­вела на него архитектура Северной Италии. Затем он побывал и во Франции, где познакомился с рабо­той портретиста Жана Клуэ. Пожа­луй, Ханс Хольбейн Младший был наиболее европейски образованным (помимо того, что наиболее та­лантливым) немецким художником своего времени...
В Лондоне он явился в дом вели­кого утописта Томаса Мора, вручил ему рекомендательное письмо от Эразма Роттердамского - и начался первый (двухлетний) английский период жизни и творчества Холь­бейна. В эти годы Хольбейн глав­ным образом портретист; согласно старинной биографии, «он писал исключительно портреты Мора и его семейства, архиепископа Кентербер-рийского, астронома Кратцера, Гольсельва и др.». Как круг моде­лей, так и характер трактовки их не оставляют никакого сомнения в симпатиях и пристрастиях Хольбейна: умонастроение его старших друзей и покровителей, утопистов, религиозных реформато­ров, мечтателей, людей чести и государственного разума оказало на него явное воздействие. Удивителен Томас Мор в исполнении Хольбейна (1527 год) - истовый фанатик и государственный муж, вольнодумец и мечтатель, при этом добрейший человек, отец семейст­ва, рачительный хозяин дома, от­крытого для друзей, в число кото­рых Ханс Хольбейн был зачислен быстро и навсегда...
Обстоятельства возвращения в Базель представляют наиболее неясную страницу биографии Холь­бейна. Он написал для базельской ратуши несколько сцен из Ветхого Завета, и все, казалось, обстояло благополучно, слава его все боль­ше упрочивалась, но вдруг рели­гиозные смуты, вспыхнувшие ярким пламенем в 1532 году, вынудили его оставить уже наладившийся быт и снова отправиться в Англию...
«В первые годы своего второго английского периода (1532-1543) Хольбейн главным образом пишет немецкое купечество, живущее в Лондоне, - свидетельствует ис­следователь. - Вероятно, приме­няясь к заказчику, он вырабатыва­ет теперь новые приемы в портрет­ной живописи: уделяет несравненно большее место пространству, ин­терьеру и вещевому материалу, ха­рактеризующему занятие модели...» Вообще надо сказать, что еще од­ним из многих умений Хольбейна было умение применяться к обстоя­тельствам, каковы бы они ни были. Его работу в середине 1530-х го­дов прекрасно характеризуют два по­ртрета. Первый - портрет Георга Гисце, купца, человека, лицо ко­торого не представляет собой ни­чего особенного - только некото­рая миловидность черт и привычная сметливость торговца в чуть ско­шенных маленьких глазах. Зато вокруг фигуры Хольбейн развернул настоящие чудеса - он обставил портрет множеством самых разнооб­разных и прихотливых предметов: какими-то шарами, , ро­зовыми цветами в узорчатой вазе тончайшего стекла.
Портрет Дирка Берка из нью-йоркского музея Метрополитен, на­писанный Хольбейном в те же годы, совсем иной: здесь интерьер и вообще все постороннее сведено на нет, внимание приковано к лицу модели, о которой можно сказать, что это человек сильный, страст­ный, умный, очевидно, одержимый какой-то одной идеей...
С 1536 года Хольбейн становится придворным художником английско­го короля Генриха VIII и в этом совершенно новом для себя поло­жении осваивается с удивительной быстротой. Он пишет несколько портретов самого Генриха (особенно поразителен рисунок: король с ли­цом мясника, мутными гнилыми гла­зами и реденькой бородкой, - соеди­нение чванливости, грубой силы и грубого, но большого ума). Он пишет портрет королевы Джейн Сеймур, выдержанный в тончайшей зелено-коричневой гамме, - рос­кошному наряду королевы как бы противоречит рисунок судорожно сжатых рук и истовое выражение лица, но это внешнее противоречие сообщает портрету особую драмати­ческую силу... По поручению коро­ля Хольбейн несколько раз выезжа­ет на континент, где пишет порт­реты европейских принцесс, которы­ми сластолюбивый Генрих интересо­вался с матримониальной целью. Его мастерство не столько растет, сколько видоизменяется и стано­вится живее и богаче, - и трудно сказать, каких бы высот художник еще достиг, если бы эпидемия лон­донской чумы осенью 1543 года не оборвала его жизнь.







После этой статьи часто читают:

  • Франсуа Клуэ
  • Художник Петр Соколов
  • Домашний музей. Василий Тропинин.
  • Художник Андрей Рябушкин
  • Василий Андреевич Тропинин
  • Мери Кассат
  • Цветы Победы. Мартирос Сарьян.


  • Просмотрено: 7225 раз

    Добавление комментария

    Имя:*
    E-Mail не обязательно:
    Введите слова или цифры, показанные на изображении: *

    Поиск по сайту

    Карта сайта:
    1 ,2 ,3 ,4 ,5 ,6 ,7 ,
    8 ,9 ,10 ,11 ,12 ,13
    Пользователи  Статистика

    Архив новостей

    Январь 2017 (3)
    Март 2016 (4)
    Январь 2016 (6)
    Сентябрь 2015 (5)
    Апрель 2015 (4)
    Март 2015 (5)

    Правила

    Наши друзья

    Новости партнеров

    01Категории

    02Популярные статьи


    03Опрос на сайте

    Вам понравились наши статьи? Сделайте комментарий и проголосуйте, пожалуйста. Нам важно ваше мнение.

    Отлично, добавил в закладки
    Хорошо, статьи понравились
    Кое-что интересно, выборочно
    Скучные статьи
    Оставил комментарий
    Читать и писать неумею


    04Календарь

    «    Декабрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31

    Помощь профессионального адвоката. Дела любой сложности и категории
    advokat.space