Главная » Выдающиеся Люди » Франс Снейдерс. Фруктовая лавка.


Франс Снейдерс. Фруктовая лавка.

Выдающиеся Люди

Fors

18 февраля 2009

Напечатать

Франс Снейдерс. Фруктовая лавка. Он прожил долгую и счастливую жизнь, кажется, так и не испытав лишений, му­чительных приступов неуверенности в себе, изнурительной борьбы за признание — всего того, о чем то и дело читаешь в биографиях многих и многих художни­ков. Единственный русский биограф Сней­дерса — В. Ф. Левинсон-Лессинг писал, что его картины «полны ликующего на­строения летнего дня, когда под палящи­ми лучами солнца зреют и наливаются драгоценные золотистые плоды; таким же безмятежным солнечным днем, полным созидания и творчества... была и его жизнь».
Франс Снейдерс, великий мастер фла­мандского натюрморта, родился в 1579 го­ду в Антверпене, где его отец владел тавер­ной, известной всему городу, и, сколько он себя помнил, всегда у него перед глаза­ми в изобилии была натура его будущих картин, то есть груды разнообразной сне­ди: корзины заморских фруктов, мясные туши и окорока, чаны, полные только что пойманных пучеглазых рыб с радужными плавниками. Жизнь в отчем доме напоминала сплошной праздник, и празднич­ное отношение к жизни стало второй натурой Снейдерса. Атмосфера праздника царила и в его живописи.
Мы знаем, что в юные годы Снейдерс учился у известных в своё время худож­ников — Питера Брейгеля Младшего и Хендрика ван Валена, что позднее, в на­чале 1600-х годов, он прожил несколько лет в Италии. Однако ни уроки учителей, ни итальянские впечатления не оставили заметных следов на его картинах. И если искать истоки живописной манеры Сней­дерса, нужно прежде всего вспомнить ши­роко распространенные в Северной Европе XVI века, особенно в Нидерландах, по­лукустарные изображения рынков и ку­хонь — что-то среднее между бытовым жанром и натюрмортом с первым планом, как правило загроможденным кухонной утварью и провизией. Это был весьма непритязательный род живописи, мастера которого — скорее ремесленники, чем творцы, — остались в истории искусства безымянной массой. Так вот, композицию этих незамысловатых картин Снейдерс и приспособил для своих целей, силой свое­го гения преобразовав хаотическое нагро­мождение предметов в стройное целое, проникнутое сложной гармонией.
И всё-таки трудно представить себе, какое развитие получила бы живопись Снейдерса, если бы не его знакомство с Питером Паулем Рубенсом, перешедшее в дружбу и сотрудничество. Снейдерс по­знакомился с ним уже далеко не юно­шей, по возвращении из Италии, будучи не первый год членом антверпенской гильдии святого Луки, куда принимали только самостоятельных живописцев, работавших в собственной мастерской.
Не хотелось бы говорить о влиянии Рубенса на Снейдерса; Рубенс не подавил Снейдерса своей мощью, как, бывало, по­давлял других; он способствовал лучше­му пониманию Снейдерсом самого себя. Может быть, дело было в удивительном сходстве их натур и темпераментов. Исто­рия знает такие счастливые встречи...
Ко времени знакомства с Рубенсом Снейдерс был широко известен циклом своих картин «Птичьи концерты», на ко­торых всевозможные породы певчих птиц изображались с точностью, достойной ор­нитологического атласа. Вдохновленный примером Рубенса, Снейдерс начал само­стоятельный цикл «Охоты», кстати гово­ря бывший, при его жизни гораздо более популярным, чем его натюрморты. Он пи­сал животных в движении, в предельном, часто предсмертном напряжении сил, в резких и динамичных ракурсах, ярко по колориту. Огромные по размеру «Охоты» сильно поражали воображение современ­ников. Но зрелого совершенства своих же натюрмортов Снейдерс в «Охотах» так и не достиг, и только натюрморты обеспе­чили ему бессмертную славу.
Рассказывать о них довольно трудно. Снейдерс обычно не датировал своих кар­тин, его живописная манера почти не ме­нялась с течением времени, и поэтому эволюцию его стиля в натюрмортах прак­тически нельзя проследить. Найденный од­нажды композиционный прием тоже почти не изменялся: на первом плане изобиль­ная роскошная снедь, на втором — одна-две человеческие фигуры, которые, однако, не доминируют в композиции, всегда сох­раняют второстепенное положение, так что натюрморт остается натюрмортом, не превращаясь в жанр. Кстати, сам Сней­дерс никогда не писал людей на своих полотнах, возможно, из-за неумения, воз­можно, и по прихоти. Людей писали ему Ян Бокгорстом, Корнелис де Фос, Якоб Йордане. Легенда гласит, что писал и Рубенс, но это, скорее всего, только ле­генда.
Неизвестно, кем были написаны фигуры лавочницы в чепце и нарядной горожанки, пришедшей за покупками, в натюрморте «Фруктовая лавка» из собрания Эрмитажа. Но обратите внимание, что и здесь, как и в любом другом натюрморте Снейдерса, изобразитель людей отнюдь не старался имитировать письмо своего патрона, не стремился, так сказать, подладиться к не­му, а напротив, демонстрировал живопись откровенно иного стиля. И это, конечно, делалось неспроста: так достигалась осо­бая выразительность, глубина и сложность
пространственной структуры натюрморта. Нужна была бездна мастерства и бездна вкуса, чтобы получился не разнобой, а сложное единство, взаимообогащение сти­листических элементов.
Вообще, «Фруктовая лавка» — один из лучших и характернейших натюрмортов Снейдерса. О некоторых других отчасти дают понятие сами их названия: «Повар у стола с дикой козой, дичью и омаром», «Овощная лавка», «Рыбная лавка», «Лавка дичи», «Мертвая птичка, дичь и омар на столе с красной скатертью», «Лебедь, дичь, омары и фрукты». А прекрасную суммар­ную характеристику натюрмортов Сней­дерса дал в свое время Левинсон-Лес­синг. «Тяжелые груды спелых золотистых плодов,— писал он,— лопающихся от из­бытка жизненных соков, огромные массы всевозможной живности, уравновешиваю­щие друг друга лишь собственной тяже­стью, создают внутреннее напряжение в картине, полной какой-то скрытой дина­мики. Эти распределяющиеся по вертика­лям и диагоналям композиции силы не всегда разрешаются в горизонтальной пло­скости огромного каменного стола или массивного дубового прилавка; они про­рываются наружу то в виде огромных свешивающихся со стола гроздей плодов или тяжелых туш, готовых сорваться с крюка, то в виде отдельных предметов, скатившихся со стола и беспорядочными кучами лежащих на полу. Снейдерс стре­мится усилить это впечатление и другими средствами: он вводит в композицию жи­вые существа и моменты действия. Мы видим на его картинах то живых угрей, ко­торых вытряхивают из кадки, то обезьяну, опрокидывающую корзину с плодами, то тюленя, выползающего из-под стола, то кошек и собак, подкрадывающихся к со­блазнительной добыче, то попугаев, клю­ющих спелый виноград или оживляющих своим криком полную драгоценных яств кладовую...»
Снейдерс — художник живой жизни. Вот главный (и совершенно правильный) вывод Левинсона-Лессинга. И удивитель­но, что этот.мощный талант, открывший, казалось бы, для натюрморта беспредель­ные горизонты, да и человек, насколько можно судить, умевший располагать и при­тягивать к себе людей, в результате не создал никакой школы, даже не очень и повлиял на своих учеников. Богатый и славный, он умер в Антверпене в 1657 году, и десятки учеников оплакали его кончину, но ни один из них не продолжил дело учителя. Свое светлое и радостно-доверчи­вое отношение к миру Снейдерс не передал никому.

Автор В. Алексеев







После этой статьи часто читают:

  • Цветы Победы. Мартирос Сарьян.
  • Художник Андрей Рябушкин
  • Цирковая танцовщица
  • Аристарх Лентулов
  • Картина «Полдень»
  • Доменико Гирландайо
  • Василий Пукирев «Неравный брак»


  • Просмотрено: 17906 раз

    Добавление комментария

    Имя:*
    E-Mail не обязательно:
    Введите код: *

    Поиск по сайту

    Карта сайта:
    1 ,2 ,3 ,4 ,5 ,6 ,7 ,
    8 ,9 ,10 ,11 ,12 ,13
    Пользователи  Статистика

    Архив новостей

    Март 2020 (3)
    Сентябрь 2019 (9)
    Май 2019 (3)
    Январь 2019 (3)
    Май 2018 (3)
    Апрель 2018 (3)

    Правила

    Наши друзья

    Новости партнеров

    01Категории

    02Популярные статьи


    03Опрос на сайте

    Вам понравились наши статьи? Сделайте комментарий и проголосуйте, пожалуйста. Нам важно ваше мнение.

    Отлично, добавил в закладки
    Хорошо, статьи понравились
    Кое-что интересно, выборочно
    Скучные статьи
    Оставил комментарий
    Читать и писать неумею


    04Календарь

    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30